ПУТЬ СУФИЯ
ЗЭКР - ПРАКТИЧЕСКИЙ СУФИЗМ
Имя Друга
Старайся имя Друга поминать не торопясь, размеренно и плавно, Алхимией такой преобразишь
ты сердца медь в металл желанный.
Не торопясь, размеренно и плавно глотни вина в таверне Бытия, Чтобы твое покинули сознанье все разделения на “ты” и “я”.
Свободными стань от пут существованья, оковы сбрось, чтоб вездесущий Бог не торопясь, размеренно и плавно тебе свои поверить тайны мог.
Настойчив будь и спрашивай дорогу у тех, кто приглашен на Божий пир. Не торопясь, размеренно и плавно ты свой отыщешь вход в Духовный мир.
Будь терпелив на улице Любви, поспешность - путь прямой к Ее потере, Стань у Любви слугой, смиренно Ей служи, и медленно она откроет двери.
Ты выбрал путь не легкий, не простой, пройдешь ты испытаний тыщи, Размеренно и плавно, не спеша придет все то, что ты так страстно ищешь.
Кто истину познал не торопясь, в пути крутых ступеней не страшится, Он Вечности готов себя отдать и в Боге без остатка раствориться.
Молчание ценнее, чем слова -
и в тишине открыл Нурбахш, что главно
Все время имя Друга поминать
не торопясь, размеренно и плавно.
Он помнящий, и поминаемый
Счастливыми были времена, проведенные с
Возлюбленной;
все остальное время было тщетно и бесплодно.
Хафиз
В словаре зэкр определяется как “поминание”. Однако у слова “зэкр” есть и другие значения:
1. Нечто противоположное забывчивости.
2. Запоминание и физический акт произнесения.
3. Неизгладимый отпечаток в памяти.
4. Особое изречение, нисходящее с Небес в сердце, как это
происходит во время намаза или молитв в духовной практике.
5. Осведомленность о своих действиях.
6. Вспоминание с сосредоточенностью на сердце.
7. Сохранение.
8. Подчинение и награды.
9. Ежедневные молитвы.
10. Выражение.
11. Предания.
12. Коран.
13. Знание.
14. Благородство.
15. Благодарность.
16. Молитвы по пятницам.
17. Вечерние молитвы.
Согласно суфиям зэкр - это полная и бескомпромиссная сосредоточенность внимания на Боге, игнорирующая все, что не есть Бог.
“Воистину ты помнишь Нас своим сердцем и душой.
Только тогда, когда забыл оба мира”.
Шах Ни’матулла Вали
“Вспомни твоего Господа, когда ты забудешь” - подтверждает коранический стих. Некоторые наставники утверждали, что его истинное значение - “Вспомни твоего Господа только тогда, когда забыл обо всем
остальном”.
В “Жизнеописаниях святых” говорится:
“Помнить о раскаянии в то время, когда вспоминаешь Бога, значит забыть о вспоминании Бога. Поистине помнить Бога - это забыть все то, что не есть Бог, ибо Бог превыше, чем совокупность всех вещей”.
“Истинное значение зэкра состоит в том, чтобы забыть все, кроме Вспоминаемого”. - утверждал Шар-е Та’роф. А Ходжа’Абдалла Ансари писал: “Зэкр - это освобождение себя от нерадивости и забывчивости”.
Также было сказано, что зэкр значит “сидеть в ожидании когда тебя примут Небеса, после того, как побеждена привязанность к человеку”. Иными словами, признак влюбленности заключается в постоянном вспоминании о Возлюбленном.
В Коране зэкр упоминается во многих стихах:
“Отвернись же от тех, кто отвращается от Нашего напоминания и желает только ближайшей жизни”.
“А когда вы закончите молитву, то вспоминайте Аллаха - стоя, сидя и лежа”.
“И поминай имя Господа твоего, и устремись к Нему всем устремлением”.
“И поминай твоего Господа много, и восхваляй его по утрам и вечерам”.
“И поминай имя Господа твоего утром и вечером”.
“Вспоминайте Аллаха частым упоминанием”.
“… и поминайте Аллаха часто - может быть, вы будете счастливы.
…молитва удерживает от мерзости и неодобряемого. А поминание Аллаха более велико…”
Любой человек, услышав где-либо слова зэкра, может их произносить. Но только Совершенный наставник способен наделив ученика собственно зэкром. Простое повторение услышанных слов зэкра подобно зерну, брошенному на ветер.
“Все знают, что это существование - ловушка,
Но зэкр, порожденный своеволием,
Лишь мостит дорогу в ад”.
Сказал Руми.
Зэкр, полученный от Совершенного наставника, подобен зерну, посаженному в плодородную почву. Благодаря заботе и уходу наставника зерно зэкра, посаженное в сердце, пустит корни, вырастет и принесет плоды.
Зэкр, даваемый наставником, можно разделить на два вида:
“Зэкр голоса” и “Зэкр сердца”.
“Зэкр голоса” - это зэкр, произносимый вслух обычно громким голосом. Этот зэкр практикуется в суфийских собраниях или в суфийских обителях (ханаках). В этом случае суфии собираются все вместе в круг и гармонично распевают “зэкр голоса” под руководством наставника тариката. Зэкр голоса регулярно практикуется таким орденом, как Кадири. Другие суфийские ордена, однако, предпочитают “зэкр сердца”.
Вначале ученикам рекомендуется уделять внимание произнесению Имени вслух, одновременно не упуская из виду значение Имени. Произнесение Имени необходимо для пробуждения сердца, так как сердце начинающего легче пробуждается от произнесения слова, чем от его значения. Таким образом, на начальных стадиях Пути наставник поощряет “зэкр голоса”. Однако по мере того, как сердце узнает то, что поминается зэкром, необходимость в “зэкре голоса” отпадает. И хотя “зэкр голоса” иногда практикуется в присутствии шейха во время собраний ордена Ниматуллахи, наиболее важным является “зэкр сердца”.
“Зэкр сердца” - это зэкр, соединенный с ритмом дыхания, так что каждое дыхание совершается с зэкром. Для “зэкра сердца” нет необходимости в специальном собрании и нет нужды в произнесении слов.
Некоторые наставники уподобляют зэкр духовному вину и говорят, что зэкр голоса напоминает вино, пролитое на рубашку, тогда как практикующий зэкр сердца пьет вино и пьянеет.
“Нет благодати ни для сердца, ни для души в зэкре языка.
Духовное вино не лишит тебя разума, если лить вино на рубашку”
Многие стихи Корана и преданий Пророка говорят о зэкре сердца:
“И вспоминай твоего Господа в душе с покорностью и страхом, говоря слова по утрам и по вечерам не громко, и не будь небрежным!”
Те, которые уверовали и сердца которых успокаиваются в поминании Аллаха, - о да! Ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца.
Терпи душой с теми, которые взывают к их Господу утром и вечером, стремясь к Его лику, и пусть твои глаза не отвращаются от них со стремлением к красоте здешней жизни, и не повинуйся тем, сердце которых Мы сделали небрегущим к пониманию о Нас, и кто последовал за своей страстью, и дело его оказалось чрезмерным.
Наивысшее поминание - это зэкр сердца.
Сказал Бог, Всесильный и Милостивый: “Того, кто помнит Меня внутренне, того я помню внешне”.
Сказал Бог, Всесильный и Милостивый: “Я обретаю форму в мысли поклоняющегося Мне, и Я с ним, когда он вспоминает Меня. Если он поминает Меня внутренне, Я поминаю его внутренне, и если он поминает Меня внешне, Я поминаю его внешне, ибо Мое поминание превыше”.
Тот, кто поминает Бога Всесильного и Милостивого внутренне, поистине поминает его снова и снова. Да, они были лицемерами, те, кто помнил Бога внешне, но не внутренне. В Коране говорится: “Они обманывали людей и мало помнили о Боге” (изречение ‘Али).
Когда Бог говорит: “И вспоминай твоего Господа в душе с покорностью и страхом; даже ангел, записывающий это, не ведает благодеяния, производимого поминанием в сердце человека, ибо благодеяние так велико, что только Бог может его знать.
О Господь, сделай так, чтобы наши сердца предавались поминанию Тебя превыше всех других поминаний, а наши гортани были заняты благодеяниями Тебе превыше всех других благодарений. О Господь, открой мое сердце для Твоего Добротолюбия и наполни меня поминанием о Тебе.
Правила и обычаи (адаб) зэкра.
1. Ученику нужно очистить себя омовением.
2. На нем должна быть чистая одежда.
3. Нужно, чтобы от него исходил приятный запах.
4. Ему следует сидеть лицом к Кибле (Направление в сторону Мекки).
5. Рекомендуется сидеть с закрытыми глазами.
6. Во время зэкра ему следует мысленно обращаться за помощью к
учителю.
7. Ученику следует сидеть на коленях, сложив ноги под собой. Ладонь
правой руки при этом находится на левом бедре, а правую кисть сжимает
левая рука. Таким образом, ноги и руки вместе образуют слово “на”, что по-арабски означает “не” или “нет”. Эта поза подчеркивает отмежевание суфия
от чувства “самости” и его ничтожество. Его тело в результате находится в
гармонии с внутренним состоянием, т.е. с отрицанием себя.
8. Суфию нужно освободить свое сердце от всего, кроме Бога, забыть
даже себя и полностью сфокусировать внимание на Боге. Например, он
опускает звательную частицу “Йа”, произнося Имя Бога. Таким образом,
вместо того, чтобы сказать “Йа Хакк” (“О Боже”), он говорит просто “Хакк”
(Бог). Суфий в состоянии зэкра не осознает себя в качестве отдельного
субъекта, который может взывать к другому субъекту. Тот, кто продолжает
осознавать себя в состоянии зэкра, ничем не лучше лжеца.
9. Ученику следует пытаться сохранить молчание, говоря только, если
в этом есть необходимость.
Суфий во время зэкра не должен противоборствовать происходящему, какое бы состояние не снизошло на него, будь то духовное сжатие или расширение, болезнь или здоровье, удовольствие или боль. Он равно приемлет любые состояния, никогда не отвергая Бога.
Рассказывают, что Пророк ислама однажды собрал в доме избранную группу своих Спутников. Он заговорил об основном зэкре ислама, Ла Иллах Илла’ллах (“Нет божества, кроме Бога”), и попросил присутствующих повторять этот зэкр вслух вместе с ним. Проделав это три раза, Пророк воздел руки и
воскликнул: “О Боже, даешь, ли Ты свое благословение?” После недолгой паузы он сообщил Спутникам: “Благая весть, Господь благославляет вас”.
С того времени суфийские наставники следуют примеру Пророка, передавая ученикам зэкр.
Однажды ‘Али попросил Пророка показать самый короткий и легкий путь к Богу. Пророк сказал ему произносить в одиночестве зэкр Бога. ‘Али спросил: “Как мне следует практиковать зэкр!” Пророк ответил: “Закрой глаза и слушай, как я говорю Ла иллах илла’ллах. Али слушал, как Пророк повторил зэкр три раза, а затем Пророк слушал, как Али повторяет три раза зэкр.
Наставники полагают, что каждый зэкр, который они передают ученикам, является звеном в цепи инициации, восходящей к Пророку и ‘Али.
Как зэкр производит действие
“Поминание Божественного - не под силу бесполезному бездельнику, И дорога возврата к Богу - не по пути никчемному бродяге.”
Руми
Для того, чтобы зэкр произвел действие, необходимы три условия:
1. Зерно зэкра, должно быть вскормлено Добротолюбием, исходящим от
наставника.
2. Почва, сердце суфия, должна быть вспахана плугом преданности.
3. Наставник должен ухаживать за ростком, вырастающим из зерна,
пока в ученике не созреет плод Добротолюбия.
Зэкр, передаваемый наставником, который находится в подлинной “цепи духовной преемственности”, является плодом древа Добротолюбия. Зэкр который передается наставником, не находящимся в цепи духовной преемственности, сходен с испорченным зерном, которое, будучи посеянным в сердце ученика, имеет мало шансов на то, чтобы дать всходы. И даже если такое зерно начнет расти, оно будет подвержено мору и болезни.
Зерно Добротолюбия, посеянное в сердце суфия, вскормлено и защищено от мора вниманием наставника: подлинный учитель прошел Путь и знает об опасностях, подстерегающих идущего, Он знает, как поступать в любой из этих ситуаций, где зерно Добротолюбия и Преданности подвергается опасности, и выхаживает его, чтобы зерно могло благополучно созреть и принести плоды. Зэкр - это духовная связь между учителем и учеником. Посредством связи с учителем ученик уже на ранних стадиях Пути соединен с Богом. Таким образом, ученик, недостаточно преданный своему учителю, не сможет извлечь пользу из зэкра, который ему передан учителем.
С другой стороны, учитель, лишенный связи с Божественным, и не являющийся манифестацией Божественного Совершенства, поведет ученика не к преданности Богу, а лишь к эгоизму и самопоклонению.
Результаты и плоды зэкра
Если чувственное восприятие, отвлекающее человека, может быть нейтрализовано соблюдением шариата, то отвлекающее действие “самости”, омрачающей и тревожащей сердце, возможно преодолеть, лишь истово практикуя зэкр, ибо в его основе дежит отрицание мысли о чем-либо, кроме Бога. Когда свет зэкра очищает сердце от мрака беспокойства, сердце пробуждается и постепенно перенимает зэкр у языка, само полностью погружаясь в эту духовную практику.
Зэкр срывает все завесы, сотканные желаниями и привязанностями “Я”. По мере того как уменьшается омраченность сердца, эти завесы исчезают, а свет зэкра начинает ярко сиять в сердце. В то же самое время, однако, в сердце возникает и беспокойство. Такое беспокойство не является разновидностью страха; это опасение потерять обретенное состояние и вернуться к предыдущему. Это опасение смешано с устремленностью, энтузиазмом и надеждой. По этому поводу в Коране говорится: “Верующие - только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха”.
Продолжительная практика зэкра ведет к тому, что “Владыка зэкра” завладевает царством сердца, изгоняя все, что не является мыслью о Нем. Когда “Владыка зэкра” занял свое место, сердце привязывается к Нему и обретает покой, отвращаясь от всего, что не есть Он. Как утверждается в Коране; “Те, которые уверовали и сердца которых успокаиваются в поминании Аллаха, - о да! Ведь только поминанием Аллаха успокаиваются сердца”.
“В начале было сердце
и тысячи разных помыслов,
А теперь не осталось ничего,
кроме Ла иллах илла’ллах.”
Шейх Маджуддин Багдади
“Западня путников” описывает этот процесс следующим образом:
“Король Любви посылает в град сердца свое королевское знамя и водружает его на перепутье, где встречаются сердце, дух, тело и душа. У короля Любви есть стражник устремления, который захватывает в плен и связывает веревкой искания своенравное “Я”, а затем стражник ведет “Я” к месту сердечной казни. Там, у подножия королевского знамени Любви, голову желания срубают саблей зэкра и насаживают ее на древо преданности”.
Как пишет Руми:
“Завывания монстров звучат знакомо, они призывают к заболеванию. Они кричат: “Приди к нам! Мы создадим тебе имя.” Они обхаживают караван, предлагают славу.
Чудища умело прельщают человека, ведя его к гибели.
Но лишь только в конце чудовища обретают форму, становясь хищным волком или львом.
Монстры кричат: “Репутация!”
“Набивай кошелек и дорожи своим высоким положением!”
Они незаметно и хитро свербят изнутри. Но тайны открываются тому, кто не поддается.
Поминание Бога заглушает эти голоса; В свете внутреннего взора исчезают стервятники.
Вспоминание предмета делает его качество реально существующими, ибо всякое явление нуждается в сущности для своего существования.”
В “Западне путников” отрицательные качества, доминирующие в человеческом “Я”, символически предстают в виде хулиганов и бандитов, которые сдаются победителю и попадают в рабство. Они вторят кающимся Адаму и Еве: “Господи наш! Мы обидели самих себя, и, если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток”. Согласно тексту, король Любви отпускает грехи преступников, наделяет их одеянием служения и возводит их в ранг камергеров сердца.
Только тогда, когда царство сердца очищено от скверны негативных качеств “Я”, а зеркало сердца отполировано от ржавчины, сердце достойно того, чтобы быть возведенным в сферу Красоты Единства и свободы от нужды.
“По словам Пророка, стучи в дверь,
и ее, в конце концов, откроют.
Жди друга на улице, и
наконец, увидишь его лицо.
Копай землю весь день, и доберешься
до источника чистой воды”. Руми
На этой стадии король Любви всходит на трон сердца, и министр разума стоит у ворот. Город сердца сияет в излучениях уверенности и преданности, искренности и щедрости, упования на Бога и всех самых благородных добродетелей.
Настоящий Король теперь прибывает в скрытые покои сердца, и первозданная Возлюбленная открывает свою подлинную Красоту.
Любовь, однако, ревнива и не успокоится до тех пор, пока не прогонит даже благородных придворных от трона сердца силой Ла иллах (“Нет божества…”) ибо даже эти позитивные качества представляют собой отголоски “иного”, которые необходимо отвергнуть.
Когда это происходит, сердце достигает истины, которая принадлежит ему по праву. Оно восстанавливает свою предвечную чистоту и превращается в королевский замок илла’ллах (”…кроме Бога”). Король очистил сердце от всего “иного” и сделал его своим собственным королевством, как это описывается в кораническом стихе: “И поникли лица пред живым, сущим (Богом)”. Об этом же состоянии говорит и Священное Предание: “Ни Моя земля, ни Мое небо не объемлют меня, но сердце, восхищенное Мною, содержит Меня”.
С этого момента заповедь Бога преобладает во всех атрибутах и проявлениях Совершенного человека, как об этом говорится в Коране: “Аллах победно завершает Свое дело”. Иными словами, ни один атрибут или проявление не преобладают по собственной воле, но лишь по воле и приказам Бога.
В этом смысл Хадиса:
“Я стал его ухом, чтобы он мог слушать этим ухом.
Я стал его глазом, чтобы он мог видеть этим глазом.
Я стал его языком, чтобы он мог говорить этим языком.
Я стал его рукой, чтобы он мог брать этой рукой.
И я стал его ногой, чтобы он мог ступать при помощи этой ноги”.
Здесь сердце, наконец, становится обиталищем проявленности всех Божественных Атрибутов.
“Он сидел так долго, повернувшись лицом к моему открытому сердцу, что мое сердце пропиталось Его природой и поведением.
Даже грязь благодаря растущим рядом цветам обретает их цвет и аромат”. Магреби