ЗЕРНА БОЖИХ ВЕД ИНДУИЗМА
УРОК № 9 - ЭГО ПРИВЯЗАННОСТЬ
Я - НЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ, И НЕ ПОРОК;
НИ СЧАСТЬЕ, НИ ПЕЧАЛЬ,
НИ МАНТРА, НИ СВЯТАЯ ВОДА, НИ ВЕДЫ, НИ ЯДЖНА;
НИ ПИЩА, НИ ТОТ, КТО ПОЛУЧАЕТ НАСЛАЖДЕНИЕ ОТ НЕЕ;
Я - САТЬЯМ - ШИВАМ - СУНДАРАМ НЕСУЩИЙ ИСТИНУ - БЛАГОСТЬ -
КРАСОТУ, САМО ВОПЛОЩЕНИЕ САТЧИТАНАНДЫ, ЧИСТОГО
БЫТИЯ, ЧИСТОГО СОЗНАНИЯ, ЧИСТОГО БЛАЖЕНСТВА;
ЭТА МАНТРА ПРИМЕНИМА КО ВСЕМ;
ЧЕЛОВЕК ПОСТОЯННО ИЩЕТ СЧАСТЬЯ И СТРЕМИТЬСЯ К БЛАЖЕНСТВУ;
ЕГО ЖИЗНЬ - ЭТО БОРЬБА ЗА СЧАСТЬЕ, НЕ ПРЕКРАЩАЮЩАЯСЯ НИ ДНЕМ, НИ НОЧЬЮ;
ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ, ЧЕМ БЫ ЧЕЛОВЕК НИ ЗАНИМАЛСЯ, ОН ПРЕСЛЕДУЕТ ДВЕ ЦЕЛИ: ДОБИТЬСЯ СЧАСТЬЯ И ИЗБЕЖАТЬ ОГОРЧЕНИЯ;
В ЧЕМ СКРЫТАЯ ПРИЧИНА ЭТОГО ВЕЧНОГО ПОИСКА СЧАСТЬЯ? В ТОМ, ЧТО СЧАСТЬЕ - ЭТО ЕСТЬ САМО ЕСТЕСТВО ЧЕЛОВЕКА;
ЗАМЫСЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ - ЭТО СЧАСТЬЕ;
ПОЭТОМУ, СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ - ЭТО НЕОТЪЕМЛЕМОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА, ПРИСУЩЕЕ ЕМУ ОТ РОЖДЕНИЯ;
ЕСЛИ САХАР УТРАТИЛ СЛАДОСТЬ, ЭТО УЖЕ НЕ САХАР;
ЕСЛИ РОЗА ТЕРЯЕТ СВОЙ АРОМАТ, ЭТО УЖЕ НЕ РОЗА;
ТАКЖЕ И ЧЕЛОВЕК, ЕСЛИ ОН УТРАЧИВАЕТ СВОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЧАСТЬЯ И БЛАГОСТИ, ТЕМ САМЫМ НАНОСИТЬСЯ УРОН ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ СТАТУСУ;
ЕСЛИ, НАПРИМЕР, ВЫ ВСТРЕЧАЕТЕ НА ПУТИ КОГО-ТО С УДРУЧЕННЫМ ЛИЦОМ, ВЫ НЕПРЕМЕННО СПРОСИТЕ, В ЧЕМ ПРИЧИНА ЕГО НЕСЧАСТЬЯ;
КАЖДЫЙ, КТО ВИДИТ ЧЕЛОВЕКА, ОМРАЧЕННОГО ЧЕМ-ТО, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОИНТЕРЕСУЕТСЯ, В ЧЕМ ДЕЛО, ПОТОМУ ЧТО СОСТОЯНИЕ НЕСЧАСТЬЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА - НЕЕСТЕСТВЕННО;
НО ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ДОВОЛЕН И В ХОРОШЕМ НАСТРОЕНИИ, НИКТО НА ЭТО НЕ ОБРАТИТ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ, И НИКТО НЕ БУДЕТ СПРАШИВАТЬ ЕГО, ПОЧЕМУ ОН НЕ ОГОРЧЕН, ПОЧЕМУ ОН НЕ ПЕЧАЛЕН, ТАК КАК НИ У КОГО НЕ ВЫЗЫВАЕТ УДИВЛЕНИЯ ТО, ЧТО ОН СЧАСТЛИВ, ПОТОМУ ЧТО СЧАСТЬЕ - ЭТО СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ;
ЧЕЛОВЕК НАДЕЛЕН ТЕЛОМ, ЧУВСТВАМИ, РАЗСУДКОМ И ДУХОВНЫМ РАЗУМОМ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИСПЫТЫВАТЬ ЕСТЕСТВЕННОЕ ЕМУ СОСТОЯНИЕ СЧАСТЬЯ;
НО К СОЖАЛЕНИЮ, ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ЭТИ ИНСТРУМЕНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, ПОЛУЧЕННЫЕ ИМ В ДАР ОТ БОГА, ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НЕПРАВИЛЬНО И С НЕЧИСТЫМИ ЦЕЛЯМИ, ЧЕЛОВЕК УТОПАЕТ В НЕСЧАСТЬЯХ;
ТЕЛО ЗАПЯТНАНО ГРЯЗЬЮ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ И НЕПРИЯЗНИ;
(РАГА И ДВЕША);
ЧУВСТВА ОКУТАНЫ ПЕЛЕНОЙ ВОЖДЕЛЕНИЙ И ЧУВСТВЕННЫХ УДОВОЛЬСТВИЙ;
УМ ЧЕЛОВЕКА ЗАСОРЕН ВСЕЙ ЭТОЙ ГРЯЗЬЮ;
В РЕЗУЛЬТАТЕ, ОН НЕ В СОСТОЯНИИ ОСОЗНАТЬ СВОЮ ИСТИННУЮ ПРИРОДУ, НАХОДЯСЬ ВО ВЛАСТИ ЗАБЛУЖДЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ЗЕМНЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ, ЯКОБЫ, ТО, ЧТО НАДЕЖНО, ЧТО ЭТО - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЕГО САМОГО, ОТ КОТОРОЙ ОН НЕ МОЖЕТ ОТКАЗАТЬСЯ;
А ОНИ, НА САМОМ ДЕЛЕ, В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ МИМОЛЕТНЫ И ЭФЕМЕРНЫ, КАК ПРОХОДЯЩИЕ ОБЛАКА;
НАШИ ПРЕДКИ, ЕЩЕ В ДАЛЕКОЙ ДРЕВНОСТИ ОТМЕТИЛИ ТОТ ФАКТ, ЧТО ДУШЕВНАЯ СЛАБОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ ОТ НЕЧИСТОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРИНИМАЕМОЙ ИМ ПИЩИ, И ИЗОБРЕЛИ ПРОСТОЙ И ПОЛНЫЙ СВЯЩЕННОГО СМЫСЛА СПОСОБ ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ ПИЩИ ПЕРЕД ЕДОЙ, КОТОРЫЕ СОСТОЯЛИ В ОКРОПЛЕНИИ ЕДЫ ВОДОЙ И ПРОИЗНЕСЕНИИ ПРИ ЭТОМ МАНТРЫ;
СОВЕРШАЯ ЭТОТ РИТУАЛ ОЧИЩЕНИЯ, ПРИНИМАЮЩИЙ ПИЩУ, ОБРАЩАЕТСЯ К БОЖЕСТВЕННОЙ ТРИАДЕ ВЕРХОВНЫХ БОЖЕСТВ, И ПРОСИТ ИХ ПОКРОВИТЕЛЬСТВА В СЛЕДОВАНИИ ИСТИНЕ (САТЬЯ) И СОБЛЮДЕНИИ КОСМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА (РИТАМ);
СМЫСЛ ЭТОГО ОБРАЩЕНИЯ К БОЖЕСТВЕННЫМ СИЛАМ - МОЛЬБА ЧЕЛОВЕКА НАДЕЛИТЬ ЕГО ТРОЙСТВЕННОЙ ЧИСТОТОЙ И ГАРМОНИЕЙ МЫСЛИ, СЛОВА, ДЕЛА (ТРИКАРАНА СУДДХИ);ПРИ ПОМОЩИ ЭТОГО РИТУАЛА ПИЩА СТАНОВИТЬСЯ ПРАСАДОМ - ОСВЯЩЕННОЙ, ОЧИЩЕННОЙ ОТ ПОРОКА;
НО В НАШЕ ВРЕМЯ, НЕКОТОРЫЕ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПЕРЕДОВЫХ ИДЕЙ ИЗ-ЗА ОСЛЕПИВШЕГО ИХ САМОМНЕНИЯ И ТЩЕСЛАВИЯ СВОЕЙ УЧЕНОСТЬЮ, НЕ ПОНИМАЮТ, НАСКОЛЬКО ВЕЛИКА ДЕЙСТВЕННОСТЬ СИЛ ИСТИНЫ И КОСМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА И ПРЕНЕБРЕГАЮТ ИМИ;
ШАНКАРАЧАРИЯ, ВО ВРЕМЯ СВОИХ СТРАНСТВИЙ ВДОЛЬ И ПОПЕРЕК ИНДИИ, КОТОРЫЕ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ЕГО ПОБЕДОНОСНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО, ОДНАЖДЫ ВСТУПИЛ В СПОР С ОДНИМ УЧЕНЫМ-ИНТЕЛЛЕКТУАЛОМ ПО ИМЕНИ МАНДАНА МИШРА НА ТЕМУ: “СИЛА ИНТЕЛЛЕКТА” (МЕДХА ШАКТИ);
ОБА СОГЛАСИЛИСЬ НА ТОМ, ЧТО АРБИТРОМ, РЕШАЮЩИМ, КТО ВЫЙДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕМ ДЕБАТОВ, БУДЕТ УБХАЯ БХАРАТИ;
УБХАЯ БХАРАТИ НЕ ТОЛЬКО ПРЕВОСХОДИЛА МНОГИХ В СВОЕЙ УЧЕНОСТИ И ОБРАЗОВАННОСТИ, НО ТАКЖЕ БЫЛА НАДЕЛЕНА ТАКИМИ ВЫСОКИМИ КАЧЕСТВАМИ, КАК ЧИСТОТА СЕРДЦА И ДУХОВНОЕ РАЗУМЕНИЕ (БУДДХИ), В СОЧЕТАНИИ С ПРАВДИВОСТЬЮ, ЧЕСТНОСТЬЮ, ВЕРОЙ И ПРЕДАННОСТЬЮ, ТВЕРДОСТЬЮ ХАРАКТЕРА И РЕШИТЕЛЬНОСТЬЮ;
К ТОМУ ЖЕ, УБХАЯ БХАРАТИ БЫЛА ЖЕНОЙ МАНДАНЫ МИШРЫ;
ЭТОТ ВЫБОР БЫЛ УНИКАЛЕН ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ;
ТОТ ФАКТ, ЧТО ШАНКАРА НАСТОЯЛ НА ТОМ, ЧТОБЫ В КАЧЕСТВЕ АРБИТРА ВЫБРАТЬ ЖЕНУ СВОЕГО ОППОНЕНТА, БЫЛ ОЧЕНЬ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫМ САМ ПО СЕБЕ;
ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЭТО ГОВОРИЛО О ЕГО ГЛУБОКОЙ ВЕРЕ В АБСОЛЮТНУЮ БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ УБХАЯ БХАРАТИ, В ЕЕ ДУХОВНЫЙ РАЗУМ (БУДДХИ), СВОЙСТВАМИ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ, СПОСОБНОСТЬЮ РАЗЛИЧЕНИЯ И ПРОЗРЕНИЯ, ЧТО ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫШЕ ПРОСТЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ИЛИ МЕДХИ;
ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ПОНЯТЬ, ЧТО ДУХОВНЫЙ РАЗУМ, ИЛИ БУДДХИ, ГОРАЗДО МОЩНЕЕ ИНТЕЛЛЕКТА, ИЛИ МЕДХАС;
БУДДХИ - ЭТО НЕ ПРОСТО МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ В ОБЫЧНОМ ПОНИМАНИИ ЭТОГО СЛОВА;
ЭТО БЕЗМЯТЕЖНОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗУМА, КОТОРОЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЗНАНИЕМ СЕРДЦА, ТО ЕСТЬ ВЕРОЙ (ААШТА И АШАКТИ), НЕПОКОЛЕБИМОСТЬЮ (ШВАШТА) И РЕШИМОСТЬЮ (ШТХИРАТВА);
БУДДХИ - ЭТО ДУХОРАЗУМЕНИЕ, КОТОРОМУ ПРИСУЩИ ЧЕТЫРЕ СВОЙСТВА: ИСТИНА (САТЬЯ), КОСМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК (ГАРМОНИЯ) (РИТАМ), ЙОГА (ДОСТИГНУТОЕ ВНУТРЕННЕЕ РАВНОВЕСИЕ) И ВЫСШИЙ ПРИНЦИП ЕДИНСТВА (МАХАТТАТВА);
БУДДХИ - ЭТО НЕ ТОЛЬКО СПОСОБНОСТЬ РАЗСУЖДЕНИЯ И РАЗЛИЧЕНИЯ, НО И СПОСОБНОСТЬ МОМЕНТАЛЬНОГО ПРОНИКНОВЕНИЯ В ИСТИНУ, ИССЛЕДОВАНИЯ ЕЕ И СПРАВЕДЛИВОГО НЕПРЕДВЗЯТОГО СУЖДЕНИЯ;
И ПОСКОЛЬКУ УБХАЯ БХАРАТИ БЫЛА НАДЕЛЕНА ТАКИМ БУДДХИ, ОНА ОБЪЯВИЛА ШАНКАРАЧАРИЮ ПОБЕДИТЕЛЕМ ДИСПУТА;
ШАНКАРА ОСТАЛСЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ДОВОЛЕН БЕЗПРИСТРАСТНОСТЬЮ ПРИГОВОРА УБХАЯ БХАРАТИ;
ПОСЛЕ ЧЕГО, УБХАЯ БХАРАТИ ОБЪЯВИЛА ТАКЖЕ, ЧТО СОГЛАСНО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ВЗАИМНОЙ ДОГОВОРЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ДИСПУТА, МАНДАНА МИШРА, КАК ПРОИГРАВШИЙ, ДОЛЖЕН ПРИНЯТЬ САН МОНАХА (САНЙАСИ) И СТАТЬ УЧЕНИКОМ ШАНКАРЫ;
ОДНОВРЕМЕННО И САМА УБХАЯ БХАРАТИ, КАК ПРЕДАННАЯ ЖЕНА МАНДАНЫ МИШРЫ, ТОЖЕ РЕШИЛА ПРИНЯТЬ МОНАШЕСКИЙ САН, СЛЕДУЯ ИДЕАЛАМ ЖЕНСТВЕННОСТИ ТОГО ВРЕМЕНИ, СОГЛАСНО КОТОРЫМ ЖЕНА ВСЕГДА СЛЕДУЕТ ЗА МУЖЕМ, И В СЧАСТЬЕ, И В ГОРЕ;
ХОТЯ ОНА НЕ БЫЛА СВЯЗАНА ОБЯЗАТЕЛЬСТВОМ ПРИНЯТИЯ САНА МОНАХИНИ, ЕЕ ПОСТУПОК ПОСЛУЖИЛ ПРИМЕРОМ МИРУ;
ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ САНА, УБХАЯ БХАРАТИ ОРГАНИЗОВАЛА СВОЮ ДУХОВНУЮ ОБЩИНУ (АШРАМ), ЦЕЛЬЮ КОТОРОЙ БЫЛО ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ ВЫСОКОМЕРНЫМ УЧЕНЫМ, ПОЛАГАВШИМСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ И СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТА, ЧТО БУДДХИ, ИЛИ ДУХОВНЫЙ РАЗУМ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ В СЕБЕ БОЖЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА, О КОТОРЫХ УЖЕ БЫЛО СКАЗАНО, ПРЕВОСХОДЯТ ИНТЕЛЛЕКТ (МЕДХАС);
ОДНАЖДЫ, КОГДА УБХАЯ БХАРАТИ НАПРАВЛЯЛАСЬ НА РЕЧКУ СО СВОИМИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНИЦАМИ, ОНА УВИДЕЛА ОДНОГО МОНАХА (САННЙЯСИ), КОТОРЫЙ БЫЛ ИЗВЕСТЕН В ОКРУГЕ ТЕМ, ЧТО ПРИНЯЛ ОБЕТ ПОЛНОГО ОТРЕЧЕНИЯ;
ОН СПАЛ НА ОБОЧИНЕ ДОРОГИ, ПОДЛОЖИВ ПОД ГОЛОВУ ПУСТОЙ КУВШИН ДЛЯ ВОДЫ, СДЕЛАННЫЙ ИЗ ВЫСОХШЕЙ ТЫКВЫ, КОТОРЫЙ СЛУЖИЛ ЕМУ, КАК ПОДУШКА, И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, ИМЕЯ КУВШИН ПОД ГОЛОВОЙ, ОН БЫЛ УВЕРЕН, ЧТО ЕГО НИКТО НЕ СМОЖЕТ У НЕГО СТАЩИТЬ;
РЕШИВ ПРЕПОДАТЬ УРОК МОНАХУ, УБХАЯ БХАРАТИ, ОБРАТИВШИСЬ К СВОИМ СПУТНИЦАМ, СКАЗАЛА, ТАК ЧТОБЫ ЕЕ СЛОВА БЫЛИ СЛЫШНЫ И ЕМУ: “ПОСМОТРИТЕ НА ЭТОГО САННЙЯСИ, КОТОРЫЙ ИЗВЕСТЕН ТЕМ, ЧТО ОТКАЗАЛСЯ ОТ ВСЕХ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ В ЖИЗНИ;
НЕ СТРАННО ЛИ ТО, ЧТО ОН ДО СИХ ПОР ТАК ПРИВЯЗАН К ЭТОМУ КУВШИНУ ДЛЯ ВОДЫ, НЕ ИМЕЮЩЕМУ НИКАКОЙ ЦЕННОСТИ?” ЭТИ СЛОВА СИЛЬНО ЗАДЕЛИ АСКЕТА И ОН БЫЛ ВНЕ СЕБЯ ОТ НЕГОДОВАНИЯ;
НО ПОТОМ ПОДУМАЛ: “В КОНЦЕ КОНЦОВ, ОНА ВСЕГО ЛИШЬ ЖЕНЩИНА;
ВПРАВЕ ЛИ ЖЕНЩИНА УЧИТЬ МЕНЯ, КАК МНЕ СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ?” ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ, КОГДА ОН УВИДЕЛ, КАК УБХАЯ БХАРАТИ ВОЗВРАЩАЛАСЬ С РЕКИ ПОСЛЕ КУПАНИЯ, ОН ШВЫРНУЛ КУВШИН ЕЙ ПОД НОГИ В ЗНАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТОГО, ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОТКАЗАЛСЯ ОТ ВЕЩЕЙ;
УБХАЯ БХАРАТИ ПРИ ЭТОМ, ОБРАЩАЯСЬ К СВОИМ УЧЕНИЦАМ, ТАК ПРОКОММЕНТИРОВАЛА ЕГО ПОСТУПОК,: “УВЫ! ОКАЗЫВАЕТСЯ ОН ПОЛОН НЕ ТОЛЬКО ПРИВЯЗАННОСТЕЙ К ВЕЩАМ (АБХИМАНА), НО И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ И ЭГО (АХАМКАРА)!” УСЛЫШАВ ЭТИ СЛОВА, МОНАХ ОСОЗНАЛ СВОЮ ОШИБКУ МГНОВЕННО;
ОН ПОДБЕЖАЛ К НЕЙ, УПАЛ В НОГИ И СТАЛ УМОЛЯТЬ ПРОСТИТЬ ЕГО ЗА ТАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ;
ИЗ ЭТОЙ ИСТОРИИ ЯСНО, ЧТО КОРЕННАЯ ПРИЧИНА ЗАВИСИМОСТИ И НЕСВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕЖИТ В ТОМ, ЧТО ОН СВЯЗАН СВОЕЙ ПРИВЯЗАННОСТЬЮ К ВЕЩАМ И СОБСТВЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СОБСТВЕННОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ЧУВСТВОМ ЭГО;
КАК ПЕРВОЕ, - ПРИВЯЗАННОСТЬ К СОБСТВЕННОСТИ, ТАК И ВТОРОЕ - ЭГОИЗМ, ЯВЛЯЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИЩИ (ДУХОВНОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ) НЕЧИСТОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ;
НЕЧИСТАЯ, ИЛИ ОСКВЕРНЕННАЯ ПИЩА, ТА, КОТОРАЯ ЗАРАБОТАНА ИЛИ ПОЛУЧЕНА НЕЧЕСТНЫМ ПУТЕМ, ПРИ ЕЕ ПОТРЕБЛЕНИИ, САМЫМИ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ ВВЕРГАЕТ ЧЕЛОВЕКА В ТЕМНОТУ НЕВЕЖЕСТВА И ПОДАВЛЯЕТ В НЕМ ЯСНЫЕ, ЧИСТЫЕ И СВЕТЛЫЕ МЫСЛИ В САМЫЙ МОМЕНТ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ;
ВСЕ ПЕРЕПУТАЕТСЯ У НЕГО В ГОЛОВЕ, И ОН ЗАБУДЕТ О ТОМ, ЧТО ЕМУ СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ, С КЕМ, ГДЕ, КОГДА И КАК;
ПРИВЕДУ В ПРИМЕР ЭПИЗОД ИЗ МАХАБХАРАТЫ, КОТОРЫЙ ПРОИЛЛЮСТРИРУЕТ ЭТУ СИТУАЦИЮ;
БХИШМА БЫЛ ОЧЕНЬ МУДРЫМ ЧЕЛОВЕКОМ;
ОН ТАКЖЕ ДОСТИГ ВЫСОКОЙ СОМООТРЕШЕННОСТИ;
ШРИ РАМА, ГЕРОЙ РАМАЯНЫ, ПРОСЛАВИЛСЯ ТЕМ, ЧТО ИСПОЛНЯЛ ВОЛЮ ОТЦА В ТЕЧЕНИЕ 14 ЛЕТ;
А БХИШМА СКРУПУЛЕЗНО СЛЕДОВАЛ НАСТАВЛЕНИЯМ ОТЦА ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ;
ИМЯ “БХИШМА” ЕМУ БЫЛО ДАНО ЛИШЬ ПОТОМУ, ЧТО ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕ БЫЛО В МИРЕ ДРУГОГО ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПРЕВОСХОДИЛ БЫ ЕГО В РЕШИМОСТИ ХАРАКТЕРА И СТРОГОСТИ СОБЛЮДЕНИЯ ДАННЫХ ИМ ОБЕТОВ;
И ВОТ, ТАКОЙ СЛАВНЫЙ ГЕРОЙ БЫЛ ТЯЖЕЛО РАНЕН, СРАЖЕННЫЙ СТРЕЛАМИ АРДЖУНЫ И ПАЛ НА ПОЛЕ БИТВЫ НА ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ КУРУШЕТРЫ;
СУРОВОСТЬ И РЕШИМОСТЬ ЕГО ХАРАКТЕРА НЕ ОСТАВИЛИ ЕГО ДАЖЕ НА СМЕРТНОМ ОДРЕ, УСЕЯННОМ СТРЕЛАМИ;
ЖИЗНЬ ЕГО ПОДХОДИЛА К КОНЦУ;
КОГДА БРАТЬЯ ПАНДАВЫ ВМЕСТЕ СО СВОЕЙ СУПРУГОЙ ДРАУПАДИ ПРИБЛИЗИЛИСЬ К ПОЧЕТНОМУ СТАРЦУ БХИШМЕ, ЧТОБЫ ОТДАТЬ ЕМУ ПОСЛЕДНЮЮ ДАНЬ УВАЖЕНИЯ, ОН, СО СВОЕГО ЛОЖА, УСЫПАННОГО СТРЕЛАМИ, НЕОЖИДАННО ПРИНЯЛСЯ РАЗЪЯСНЯТЬ ИМ, ЧТО ТАКОЕ ДХАРМА, И РАССУЖДАТЬ О ЕЕ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ;
ПОСЛУШАВ ЕЕ НЕМНОГО, ДРАУПАДИ НЕ УДЕРЖАВШИСЬ, РАССМЕЯЛАСЬ;
ВСЕ БРАТЬЯ ПАНДАВЫ БЫЛИ ПОТРЯСЕНЫ ЕЕ СОВЕРШЕННО НЕОБЪЯСНИМЫМ, ЛЕГКОМЫСЛЕННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, СОЧТЯ ЕГО ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ В АДРЕС ДОСТОПОЧТЕННОГО БХИШМЫ, И НАХМУРИВШИСЬ, ПОСМОТРЕЛИ НА НЕЕ С КРАЙНЕМ НЕОДОБРЕНИЕМ;
ЗАМЕТИВ ИХ НЕЛОВКОСТЬ И БЕЗПОКОЙСТВО, БХИШМА УСПОКОИЛ ИХ ДОБРЫМИ СЛОВАМИ, И СКАЗАЛ, ЧТО ДРАУПАДИ, КАК ИДЕАЛ ЖЕНЩИНЫ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ, НАВЕРНОЕ ИМЕЛА ВЕСКУЮ ПРИЧИНУ ДЛЯ СМЕХА, И ПОПРОСИЛ ЕЕ ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ЖЕ ТАК РАЗСМЕШИЛО ЕЕ, ЧТОБЫ СГЛАДИТЬ ВСЯКОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ МЕЖДУ НЕЙ И ЕЕ МУЖЬЯМИ;
ДРАУПАТИ ОТВЕТИЛА: “УВАЖАЕМЫЙ СЭР! УРОКИ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ДОЛГА (ДХАРМЫ), КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО БЫЛО БЫ ПРЕПОДАТЬ ЗЛОБНЫМ И ПОГРЯЗШИМ В ПОРОКЕ КАУРАВАМ, ВЫ РЕШИЛИ ПРЕПОДНЕСТИ МОИМ МУЖЬЯМ, ПОЛНЫМ БЛАГОРОДСТВА И ВСЯЧЕСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ;
ТАКАЯ СИТУАЦИЯ МНЕ ПОКАЗАЛАСЬ ПОЛНОЙ ИРОНИИ И НЕ СОВСЕМ СЕРЬЕЗНОЙ;
И ХОТЯ Я ПРЕДСТАВЛЯЮ СЕБЕ, НАСКОЛЬКО ЭТО ВЫГЛЯДИТ НЕВЕЖЛИВЫМ, Я ВСЕ ЖЕ НЕ СМОГЛА СДЕРЖАТЬ СВОЙ СМЕХ;
«ТОГДА БХИШМА ОБЪЯСНИЛ ИМ, ЧТО ПОСТУПИВ НА СЛУЖБУ К КАУРАВАМ, ОН ЖИЛ НА СРЕДСТВА, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ НИХ, НА ИХ ПОДАЯНИЯ И ЩЕДРОТЫ;
“В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИЩИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ ТАКИХ НИЗКИХ И ПОРОЧНЫХ ЛЮДЕЙ, - СКАЗАЛ БХИШМА, - В КРОВЬ МОЮ ПРОНИКЛА СКВЕРНА, ПОДАВИВ ВО МНЕ ВСЕ ЧИСТЫЕ И ДОБРЫЕ МЫСЛИ;
А ТЕПЕРЬ, БЛАГОДАРЯ СТРЕЛАМ АРДЖУНЫ, ВСЯ ЭТА НЕЧИСТАЯ КРОВЬ ВЫТЕКЛА ИЗ МЕНЯ, И ГЛУБОКО ЗАХОРОНЕННОЕ ВО МНЕ И ПОДАВЛЕННОЕ ЧУВСТВО ДОЛГА И СПРАВЕДЛИВОСТИ, ВЫРВАЛОСЬ НАРУЖУ, ПОБУДИВ МЕНЯ К ТОМУ, ЧТО Я ПРИНЯЛСЯ БЕЗУДЕРЖНО ГОВОРИТЬ О НЕМ ТВОИМ МУЖЬЯМ”;
ИЗ ЭТОГО ЭПИЗОДА ВАМ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ТОМ, НАСКОЛЬКО ВЕЛИКА РОЛЬ ПИЩИ И ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ МЫСЛЕЙ, СЛОВ И ПОСТУПКОВ ЧЕЛОВЕКА;
В ЭТОЙ СВЯЗИ БЫЛО БЫ К МЕСТУ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ДРАУПАДИ ПО СВОЕЙ НАТУРЕ БЫЛА МАХА ПАТИВРАТА, - ТОТ ТИП ЖЕНЩИНЫ, КОТОРАЯ ВИДЕЛА В СВОИХ МУЖЬЯХ ИСТИННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БОГА, ПОЭТОМУ И В ПОКЛОНЕНИИ И ВЕРНОМ СЛУЖЕНИИ ИМ, БЫЛА НЕПРЕВЗОЙДЕННОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦЕЙ СВОЕГО ПОЛА;
К ТОМУ ЖЕ ИНТЕРЕСНО ОТМЕТИТЬ ИЗОТЕРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕЕ ИМЕНИ;
ДРАУПАДИ ОЗНАЧАЕТ НЕ ТОЛЬКО ЖЕНА ПЯТИ МУЖЕЙ, БРАТЬЕВ ПАНДАВОВ;
КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ИМЕЕТ ПЯТЬ СУПРУГОВ В ФОРМЕ ПЯТИ ЖИЗНЕННЫХ ПОТОКОВ, ИЛИ ДЫХАНИЙ: ПРАНА, АПАНА, ВЬЯНА, УДАНА И САМАНА;
КОГДА ГОВОРЯТ, ЧТО ДРАУПАДИ ЖИЛА В СОГЛАСИИ СО ВСЕМИ ПЯТЬЮ МУЖЬЯМИ, АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЭТОГО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ЕЙ УДАВАЛОСЬ ПОДДЕРЖИВАТЬ СТРОЙНОЕ РАВНОВЕСИЕ И ГАРМОНИЮ ВСЕХ ПЯТИ ЖИЗНЕННЫХ ПОТОКОВ, А ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ УРАВНОВЕШЕННОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ;
У БОЛЬШИНСТВА ЛЮДЕЙ, СИЛА ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ЖИЗНЕННЫХ ПОТОКОВ НАГНЕТАЕТСЯ СВЕРХ ОПТИМАЛЬНЫХ ПРЕДЕЛОВ, ЧТО ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ УРАВНОВЕШЕННОЙ ГАРМОНИИ МЕЖДУ ВСЕМИ ПЯТЬЮ ПОТОКАМИ, И В СЛЕДСТВИИ ЭТОГО ЧЕЛОВЕК КОЛЕБЛЕТСЯ В СВОЕМ ДУШЕВНОМ РАВНОВЕСИИ И СОВСЕМ ТЕРЯЕТ ПОКОЙ;
ВСЕ ДОЛЖНЫ СТРЕМИТЬСЯ СЛЕДОВАТЬ ПРИМЕРУ ДРАУПАДИ, ВЕДЯ ЖИЗНЬ, ПОЛНУЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ И ГАРМОНИИ, А ТАКЖЕ ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ ПРОСТОЙ И ЧИСТОЙ ПИЩЕЙ;
ВЫ ДОЛЖНЫ ПОНЯТЬ, ЧТО ЗА ОТНОШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ ИЛИ НЕПРИЯЗНИ (РАГА И ДВЕША), ТАКЖЕ КАК ЗА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ, ИЛИ ЭГО (АХАМКАРА) И ИЛЛЮЗОРНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (МАМАКАРА) ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСЕТ ПИЩА И ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ;
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНО ДЛЯ ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОЙ РАБОТЫ УМА И ИНТЕЛЛЕКТА ОТРЕГУЛИРОВАТЬ ВАШИ ПРИВЫЧКИ ПИТАНИЯ;
ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ ПОИСТИНЕ ЗАГАДОЧНЫ,
В СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЯХ ЕСТЬ ИЗРЕЧЕНИЕ О ТОМ ЧТО, ЕСЛИ ЧЕЛОВЕКОМ УПРАВЛЯЕТ ЕГО ЧУВСТВЕННОЕ ВОЗПРИЯТИЕ, ЭТО НИЗВОДИТ ЕГО НА УРОВЕНЬ ЖИВОТНОГО;
КОГДА ИМ РУКОВОДИТ УМ И ИНТЕЛЛЕКТ, ОН СТАНОВИТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ;
ТОТ, КТО ПОСТУПАЕТ И ДЕЙСТВУЕТ В ЖИЗНИ В ПОЛНОМ СОГЛАСИИ С ДУХОВНЫМ РАЗУМОМ ИЛИ ВЫСШИМ БУДДХИ, ДОСТИГАЕТ ВЕЛИЧИЯ СРЕДИ ЛЮДЕЙ, А ТОТ, КТО ВЕДОМ АТМОЙ, СТАНОВИТЬСЯ ЧИСТЫМ ДУХОМ, ИЛИ БОЖЕСТВОМ (БРАХМАНОМ);
ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЕТСЯ СЛЕДОВАТЬ ВОДИТЕЛЬСТВУ ДУХОВНОГО РАЗУМА В ЖИЗНИ, СТАРАЙТЕСЬ ХОТЯ БЫ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ УМОМ И РАЗСУДКОМ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ НЕ СПУСКАТЬСЯ НИЖЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО УРОВНЯ;
НО МНОГИЕ ИЗ ВАС СОМНЕВАЮТСЯ В ТОМ, МОЖНО ЛИ ПОЛАГАТЬСЯ НА УМ, ЕСЛИ ОН САМ ПОДВЕРЖЕН ПОРОЧНЫМ ТЕНДЕНЦИЯМ;
ДЕЛО В ТОМ, ЧТО УМ САМ ПО СЕБЕ ЧИСТ;
И ТОЛЬКО ЛИШЬ ПРИ УСЛОВИИ СЛЕПОГО ПОДЧИНЕНИЯ ЕГО ЧУВСТВЕННОМУ ВОЗПРИЯТИЮ ОН СТАНОВИТЬСЯ НЕЧИСТЫМ;
ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ БЕЗ РАЗБОРА УСВАИВАТЬ ВСЕ, ЧТО ВАМ ПРЕДЛАГАЕТ ВАШЕ ЧУВСТВЕННОЕ ВОЗПРИЯТИЕ, УМ ДОЛЖЕН ВЫНЕСТИ ЭТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ОБРАЗЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ ЧУВСТВ, НА СУД ДУХОВНОГО РАЗУМА, ИЛИ БУДДХИ, И ЕСЛИ ОН ПОСТУПАЕТ В ПОЛНОЙ ГАРМОНИИ С ВЫВОДАМИ БУДДХИ, ИЛИ ДУХОРАЗУМЕНИЯ, ОН ОСТАЕТСЯ НЕЗАПЯТНАННЫМ, И СОХРАНЯЕТ СВОЮ ИСКОННУЮ ЧИСТОТУ;
ДО СИХ ПОР, МЫ РАССМОТРЕЛИ ТАКИЕ АСПЕКТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, КАК ТЕЛО, ЧУВСТВА, УМ И ДУХОВНЫЙ РАЗУМ, КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИЗ СЕБЯ “ПОЛЕ БИТВЫ» ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА (КШЕТРА), НО САМИ ПО СЕБЕ ЯВЛЯЮТСЯ ИНЕРТНЫМИ И НЕОДУШЕВЛЕННЫМИ;
ЖИЗНЬ В НИХ ВСЕЛЯЕТ КШЕТРАДЖНА, ИЛИ ЗНАТОК ПОЛЯ;
ЭТО ПОЛЕ, А НА САМОМ ДЕЛЕ И ВСЕ МИРОЗДАНИЕ (ШРИШТИ), УПРАВЛЯЕТСЯ ТРЕМЯ ГУНАМИ (НАЧАЛАМИ) - ВОЗВЫШАЮЩЕЙ САТВОЙ, ДИНАМИЧЕСКИМ РАДЖАСОМ И ИНЕРТНЫМ ТАМАСОМ;