ВИРД - МОЛИТВА


Вирд означает согласно словарному определению каждодневный труд, или постоянную работу и обязанности. Это слово также может обозначать ежедневные молитвы.

В суфийской терминологии вирд - это повторение коранических стихов, а также пророческих преданий и определенных слов и фраз в назначенное время. Произносятся они с разрешения наставника и с соблюдением внутренней чистоты. Вирд - это не только взывание к Богу, но и молитва о прощении, обращенная к Божественному Престолу.

В Коране существуют, хотя и немногочисленные ссылки на вирд:

"...прославляй хвалой твоего Господа до восхода солнца и до захода, и во время ночи, просЛавляй Его и среди дня, - может быть ты будешь доволен".

"И поминай имя Господа твоего утром, и вечером, и ночью; поклоняйся Ему и восхваляй Его долгой ночью!"

Некоторые суфийские шейхи считали практику вирда настолько важной, что появилось изречение: "Без вирда нет варида". Варид - это все то, что нисходит в сердце суфия без поиска или усилия с его стороны. Варид принадлежит к числу Божественных помышлений.

Существуют три разновидности помышлений: Божественные, демонические и помышления "Я".

"В тиши ночи из того, что входит в мое сердце, нет ничего более духовного, чем Божественный Варид".

Суфию в начале Пути трудно пребывать в поминании сердца постоянно. Большинство суфиев испытывает дискомфорт и отвлекается от этого состояния (особенно начинающие, не имеющие достаточных способностей для такого поминания). Поэтому предписываются различного рода вирды. Некоторые носят телесный характер, как намаз (ежедневные молитвы), другие произносятся вслух (чтение Корана вслух) и взывание к Богу посредством произнесения определенных слов и фраз. Другие разновидности вирда практикуются при помощи сердца, например фекр (размышление). Благодаря этому мысли суфия не отвлекаются, в каждый момент они чем-то заняты. Более того, сам переход от одного состояния к другому приносит покой и умиротворенность.

Время от времени начинающие на Пути испытывают состояние, в котором они не способны концентрироваться на поминании сердца. Иногда попытка сосредоточиться на поминании только уводит от него. Поэтому в такие моменты лучше концентрироваться на практике вирда, пока указанное состояние не пройдет и сердце не обретет способность вновь принять зэкр.

Это правда, что некоторые шейхи и достигшие совершенства суфии бывали настолько переполнены состоянием Единства, что предпочитали иногда молчание вирду. Однако поскольку никакое состояние не является стабильным, после выхода из этого состояния они также возвращались к практике вирда. Другие шейхи даже в состоянии Единства продолжали практиковать вирд. Среди них можно назвать Джунайда, о котором рассказывают следующую историю:

Когда Джунайд состарился, он не перестал произносить те же молитвы, которые практиковал в молодости. Наконец его ученики сказали ему: "О шейх, ты достиг таких преклонных лет, что можешь отказаться от части своих молитв". Джунайд ответил: "Все, что я нашел в начале, найдено при помощи вирда. Поэтому невозможно отказаться от этой практики и в конце".

Основной принцип, на котором зиждется практика постоянной молитвы (вирд), состоит в том, что целостность сознания у суфия должна быть сфокусирована на Боге. По мере того, как это происходит, его внутреннее и внешнее бытие постепенно приходит к единению. В одиночестве или среди людей объектом его внимания является только Единство. Здесь суфий полностью погружен в Бога и как его состояние, так и речь существуют лишь во имя Бога и направлены на служение Ему.

Этот процесс упоминается в молитве Комэйма, которую он получил от своего наставника 'Али:

"О, Господь! Молю тебя, в чистоте Твоей Сущности и Твоих величайших Атрибутов и Имен поддерживать меня в Твоем поминании и служении во все мои дни и ночи; сделай мои поступки достойными Твоего Взора, дабы они были в гармонии с моими словами, а мое состояние всегда было служением Тебе".

Разновидность вирда

Намаз (ежедневные молитвы).

Суфийские шейхи, следуя традиции, полагали, что наиболее добродетельная разновидность вирда и самое совершенное из возможных деяний. Намаз может быть разделен на две категории:

А. Пять обязательных ежедневных молитв ислама - они должны совершаться регулярно, без отлынивания, в соответствии с законами шариата.

Б. Рекомендуемые молитвы - они совершаются с позволения наставника, соответствуют указаниям шариата и связаны с определенными состояниями.

Некоторые из рекомендуемых молитв называются нафале. Каждый из пяти обязательных молитв намаза соответствует определенная нафале, молитва, которую наставник может порекомендовать ученику. Шейхи Пути часто подчеркивали важность нафале во время утреннего и вечернего намаза. Многие из выдающихся шейхов считали нафале настолько важными, что старались не пропустить ни одной из них. Согласно Священному Преданию:

"Мой раб приближается все ближе ко Мне благодаря молитвам нафале, пока Я не возлюблю его; и когда Я возлюбил его, он зрит Моими глазами, и слышит Моими ушами, и молвит Моими устами, и берет Моей дланью, и устремляется вперед на Моих стопах".


Вирд тариката

Это разновидность вирда также делится на две категории: вирд, произносимый после обязательных молитв, и специальный вирд, предписываемый наставником.

А. Вирд после обязательных молитв.

После каждой из пяти рекомендуемых молитв суфию следует произнести "Аллахо Акбар" 34 раза (смысл фразы в следующем: не существует ничего, что можно было бы сравнить с Богом или противопоставить Ему, и Бог превосходит любое иЗ наших представлений о Нем), "Алхамдо-лилла" 33 раза (вся хвала)

принадлежит одному лишь богу, ибо Он вывел нас из небытия в бытие) и "Сабханалла" 33 раза (Бог свободен от всего, что мы приписываем Ему).

После каждой из пяти обязательных молитв суфию следует произнести либо три раза, либо сто раз фразу "Ла иллах илла'ллах" ("Нет божества, кроме Бога"... который Един, и единственно Един).

После каждой из пяти обязательных молитв суфию следует произнести "Айато'л-Корси". (Коран 2:256-259):

Аллахо ла иллаха илла ховал-хаййол-хайям, ла та'хозоху сенатон ва наум. Лаху ма фес-самавате ва ма фел-арз. Ман заллази йашфа'оиндаху илла бе езнех. Йа'ламо ма байна айдихем ва ма халфахом, ва ла йохитуна бе шай'ен мен 'елмехи илла бе маша вазе'а корсийохус-самавате вал-арз, ва ла йа'одоху хефзахома, ва ховал-'амейол-'азим. (256)

Ла икраха фед-дин, кад табаййанар-рошдо мен ал-хайн, фаман йакфор бет-тагхутва йомен Биллах фагадес тамсака бел'орвател-воска ланфесама лаха валлахо сами'ун 'алим. (257)

Аллахо валийолазина аману йохрежохоммен аз-заламате еланнур, валлазина кафару оулия 'охомот-тахут, йокрежунахом мен ан-нури илаз-залемат. Ула'ика аснабан-нар, хом фиха халидун (258, 259).


Пeревод:

Аллах - нет Божества, кроме Него, живого сущего; не овладевают им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится перед Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, -поистине, Он - высокий, великий! (256).

Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился приямой Путь от заблуждения. Кто не верует в идолопоклонство и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору, для которой нет сокрушения. Поистине, Аллах -слышащий, знающий (257).

Аллах - друг тех, которые уверовали. Он выводит их из мрака к свету. А те, которые неверны, друзья их - идолы; они выводят их от света к мраку. Это -обитатели огня, они в нем вечно пребывают! (258, 259).

Тот, кто постоянно предается практике вирда и совершению благочестивых поступков, может впасть в гордыню набожности. Сердце в этом случае покрывается пылью, а мысли закрывают тонкая завеса, отделяющая человека от Бога. В силу этого после каждой из обязательных молитв суфий должен пасть ниц (позиция садждэ, принимая во время намаза) и произнести следующий вирд 3, 5 или 7 раз - с полной концентрацией, в состоянии медитации сердца (моракебе) и с сосредоточенным вниманием, обращенным к Богу:

Йа мофаттеха'л-абваоб йа мосаббеба'л-асбаб, йа мокаллебал-колубивал-абсар, йа модебберал-лайе ван-нахар, йа мокаввелалхале вал-'ахвал, хаввел хали ила ахсанел-хал.


Перевод:

О открыватель дверей Благодати, о Источник всех желаний, о Преобразитель сердец и очей, о Вседержитель ночи и дня, о Изменяющий силы и состояния, преобрази мое состояние в лучшее из всех состояний.

Суфию желательно произносить следующую молитву конут (т.е. молитву, которую говорят во время второго раката намаза, держа руки перед лицом):

Аллахама наввир захири бе та'атика, ва батини бе махаббатика ва калби бе ма'рифатика ва рухи бе мошахадатека ва серри бе'истиклали иттисали хазратика, йа зон-джалали вал-икрам.

Аллахом-адж'ал калби нуран ва сам'и нуран ва басари нуран ва лисани нуран ва йадаййа нуран ва реджлайя нуран ва джами'йа джаварехи нуран, йа нуран-анвар.

Аллахома аранал-ашийа'а камахи.

Аллахомма кон ваджхати фи колли ваджнен, ва максади фи колли касден, ва гхайати ви колли са'йен, ва малджи'и ва малази ви колли шеддатен ва хаммен ва вакили, фи колли армии ва таваллани таваллийа'инайатин ва махаббатин фи колли халин. Ва саллалла'ала мохаммадин ва алехи хэйри алии.


Перевод

О Боже, освяти мое внешнее существование покорностью Тебе, и мое внутреннее бытие добротолюбием по отношению к Тебе, и мое сердце непосредственным знанием Тебя, и мой дух сокровенным прозрением о Тебе, и мою сущность способностью достичь Твоего Престола. О Преславный и Высочайший!

О Боже, освяти мое сердце, и мои уши, и мои глаза, и мой язык, и мои руки, и мои ноги, и все мое тело. О Свет всякого Света!

О Боже, куда б ни повернулся я, будь предо мною; в каком направлении я бы ни шел, будь местом моего назначения; что бы я ни предпринимал, будь моей целью; во времена забот и горестей будь моим убежищем и утешением; в каждом деле будь моим защитником; и в Твоей Благодати и Добротолюбии прими мои действия под покров Твоей Мощи.

Да благословит Бог Мохаммада и его семью, благороднейшую из всех семей.

У Байазида был особенно чистый и красивый конут: Ил ахи анта та'ламо ма нарид. ("О Господь мой. Тебе ведомо, чего я желаю"4).

Б. Вирды, предписываемые наставником для произнесения в определенное время и с определенным количеством повторений:

Ла илаха илла анта, собханака инни конто мен аз-залемин. ("Нет Божества, кроме Тебя, хвала Тебе, поистине я был неправедным!") Произносится 110 раз.

Этот вирд известен как Йдиоссийе (от имени "Иона"). Рассказывают, что пророк Иона благодаря произнесению этого вирда выбрался из рыбьего чрева, т.е. тела в темном океане природы, и был допущен в царство духа.

Суфийская точка зрения состоит в том, что рациональное "Я", подобно Ионе, запутано во тьме природы, в материальном мире и в темной пустыне тела. При помощи этого вирда человек направляет свое внимание на Божественное Единство, на абсолютную несравнимость Бога и осознает свою собственную беспомощность и недостаточность. И тогда Бог нисходит к человеку, чтобы освободить его от уз материального мира и озарить его светом шариата, тариката и хакиката.

Йа хаййо йа лайюм, йа мап ла илаха илла анта, бирахматика истагхис. ("О Ты, Сущий и Бесконечный; о Ты, нет Божества, кроме Тебя; я нахожу прибежище в Твоей Благодати".) Произносится 41 раз.

Собханалахе ва бехамдехи, собханаллахе л'азиме ва бехамдехи, астагхфо-ралла. ("Бог чист, и вся хвала принадлежит Богу! Чист Великий Бог, и вся хвала принадлежит одному Богу. Я ищу Его прощения".) Произностия 100 раз.

Кол аллахамма маликал-молк, то'иззо ман таша, ва тазилло ман таша. Бейадакалхар. Иннака 'ала капли шэй'ен кадир. Туледжол-лайле фин-нахар, ва тулежон-нахара фил-лайл, ва тохреджол-хайя мен ал-майет, ва тохрджол-маййета мен алхайи, ва тарзоко ман таша'о бегхайри хисаб. ("О Боже, царь царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимешь власть, от кого пожелаешь, и возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. В Твоей руке - благо; Ты ведь над каждой вещью мощен! Ты вводишь ночь в день и вводишь день в ночь, и выводишь живое из мертвого, и выводишь день в ночь, и выводишь живое из мертвого, и выводишь мертвое из живого, и питаешь, кого пожелаешь, без счета!") Произносится 22 раза.

Бесмеллахер-рахманс-рахим, ла хавла ва ла коввата илла би'ллахил-алийел-азим. ("Во имя Бога, милостивого, милосердного, нет силы и мощи, кроме как в Боге, превознесенном и великом") Произносится 7 раз.

Ховаллахолази ла илаха илла ху, 'алимол-гхайби ваш-шахадате, ховар-рахманоррахим. ("Он есть Бог, нет божества, кроме Него - знающего невидимое и видимое; Он милостивый и милосердный") Произносится 7 раз.

Ховаллахолази ла илаха илла ховалмаликол-коддусос-саламол-мо'менол-мохайменол-'азизо'л-джаббаро'л-мотакаббир - Собханаллахи 'амма йошри-кун. ("Он - Аллах, нет божества, кроме Него, царь, святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!")

Ховаллахол-халикол-бари'ол мосаввир, лахол-асма'олхосна. Йосаббихо лаху ма фессамавати вал-азр. Ва ховал-'азизол-хаким. ("Он - Аллах, творец, создатель образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он - великий, мудрый!")


Произнесение стихов Корана

Всякий раз, когда возникает возможность или расположенность, суфий может повторять любые из приведенных ниже стихов Корана:

Ва'илахоком илахон вахидон, ла илаха илла ховар-рахманор-рахим.

"И Бог ваш - Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного!"

Шахидаллах аннаху ла илаха илла ху, вал-мала'икато ва улул-'елми ка'иман бел-кест, ла илаха илла ховал-'азизол-хаким.

"Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме Него, и ангелы, обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроне Него, великого, мудрого!"

Заликомоллахо раббоком, ла илаха илла ху, халико колле шей'ан фа'бодуху ва хова 'ала колли шей'ан вакил.

"Это для вас - Аллах, ваш Господь, - нет божества, кроме Него, - творец всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему. Поистине, Он - поручитель над каждой вещью!"

Фа'ин таввалав факол хсбийаллах-хо, ла илаха илла хова алайхи тавакалто ва хова раббол-'аршел-'азим.

"А если они /враги/ отвернутся, то скажи: "Довольно мне Аллаха! Нет божества, кроме Него: на Него я положился, ведь Он - Господь великого трона").

Ва'ин таджхар бел-кавли фа'иннаху йа'ламос-серра ва ахфа. Аллахо ла илаха илла ху, лахол-асма'ол-хосна.

"И если ты будешь говорить громко, но ведь Он знает и тайну и более скрытое. Бог! - Нет божества, кроме Него, у Него - прекрасные имена").

Иннама илах-хокомоллах аллази, ла илаха илла ху, вази'а колли шей'ан 'илма.

"Ваш Бог - только Бог, кроме которого, нет божества, Он объемлет всякую вещь своим знанием!"

Фата'алаллахол-маликол-хакк, ла илаха илла ху, раббол 'аршел карим.

"Великий Аллах, царь истинный, нет божества, кроме Него, Господь трона честного".

Аллахо ла илаха илла хова раббол-'аршел-'азим.

"Аллах - нет божества, кроме Него, Господь трона великого!"

Ва ховаллахо ла илаха илла ху, лахол-хамдо фил-ула валахират ва лахул-хокм ва илайхи торджа'ун.

"А Он - Аллах, нетТбожества, кроме Него! Ему хвала и в первой и в последней; Ему решенье, и к Нему вы вернетесь".

Ва ла тад'о ма'аллахи илахан ахара, ла илаха илла ху, колло шэй'ен халскун илла вадхах лахул-хокм ва илайхи торджа'ун.

"И не призывай вместе с Аллахом другого Бога. Нет божества, кроме Него! Всякая вещь погибнет, кроме Его лика. У него решение, и к Нему вы будуте возвращены!"

Ховал-хайи ла илаха илла ху, фад'уху мохлезина лаходдин ал-хамдо лилахе раббел-'алемин.

"Он - живой, нет божества, кроме Него; взывайте же к Нему, очищая пред Ним веру! Хвала Аллаху, Господу миров!"

Аллахо ла илаха илла ху, ва'алаллахи фалиатаваккалилмо'менун.

"Аллах - нет божества, кроме Него; на Аллаха пусть полагаются верующие!"

Раббол-машреки вал-магриб, ла илаха илла ху фа'тахезхо вакила.

"Господь востока и запада; нет божества, кроме Него; возьми же Его покровителем!"

Правила и обычаи

"Мы тайнами уже давно по горло сыты, Где есть Любовь, все явно и открыто."

Входя в "Таверну руин", чти ее обычаи, ибо обитатели за этой дверью -доверенные Владыки.


Хафиз

Вступая на Путь "людей сердца", необходимо соблюдать определенные правила и обычаи, а также церемонии. На протяжении многих столетий суфии уважали эти правила и следовали им. Эти правила и обычаи были переданы нам шейхами Пути, они соблюдаются и в настоящее время.

Заповедь гласит: "Следуй по Пути так, как другие следовали ранее". Помятуя о ней мы перечислим правила и обычаи инициации (посвящения). Скрытый смысл и значение этих правил и обычаев разъясняются для того, чтобы данная работа могла послужить проводником для ищущих.

Пять омовений

Прежде чем принять посвящение в мир Духовной Нищеты (факр), те, кто стремятся приблизиться к Богу, должны совершить нийат (обет, или провозглашение намерения, совершить определенный благочестивый поступок, наиболее часто это намаз), и затем пять омовений (госл).

Омовение покаяния (тобсх)

В этом омовении искатель раскаивается во всех своих бывших проступках и заблуждениях. Присоединяясь к тем, кто поклоняется Богу, он (или она) также просит прощения за грех самопоклонения.

Омовение смирения (ислам)

В омовении смирения искатель, не являющийся мусульманином, дает обет (нийят) принять ислам и стать мусульманином. Если он уже мусульманин, то дает обет всем сердцем и духом (рух) соблюдать святой шариат ислама и вести себя соответственно ему.

Помятуя изречение 'Али "Ислам - это смирение", искатель должен полностью как внешне, так и внутренне смирить себя перед Божьей Волей, и довольствоваться всем тем, что угодно Богу.

Омовение посвящения в Духовную Нищету (факр).

Чтобы войти в мир Духовной Нищеты, человек должен быть чист как внешне, так и внутренне. Поэтому совершается омовение и очищение внешних покровов, чтобы и внутренне существо было также склонно к чистоте.

Очисть себя и тогда ступай в "Таверну руин", чтобы она не была тобой загрязнена.


Хафиз

Омовение паломничества (зийарат)

Существует обычай, посещая уважаемых людей в миру, очистить тело и надеть чистую одежду. Сходным образом , совершая паломничество к Совершенному человеку, или "наставнику Пути", следует очистить себя.

"Сначала стань чистым, и лишь затем смотри на Чистого Человека",


Хафиз

Поэтому искатель совершай омовение, очищая себя внешне, прежде чем приблизиться к учителю и получить наставления, касающиеся Пути.

Омовение осуществения

"Мольба" (нияз) искателя, странствующего по Пути, - о том, чтобы достичь рангА Совершенства. Перед тем как прийти к наставнику, искатель совершает омовение, символизирующее его решимость осуществить эту задачу.

Пять символов Духовной Нищеты

После того как искатель совершил пять омовений, он (или она) подготавливает пять предметов, которые будут отданы искателем учителю. Учитель примет их и поведет ученика по пути странствующих к Единству. Вот эти пять предметов: несколько квадратных метров белой ткани, целый мускатный орех, кольцо, монета и немного леденцовой карамели (кристаллизованного сахара).

Каждый из этих объектов символизирует определенное обязательство, взятое на себя теми, кто устремлен к Богу. Эти обязательства выражены при помощи объектов, чтобы они закрепились в памяти путника и никогда не забывались.

Белая материя (шелвар)

Белая материя, отдаваемая наставнику, символизирует саван и указывает на то, что путник, подобно мертвому телу в руках обмывалыцика, полностью смиряется перед Богом. Он (или она) считает приказания наставника приказаниями Бога и подчиняется им, не спрашивая "как?" или "почему?"

Целый мускатный орех (джоз)

Джоз символизирует голову путника. Вручая джоз наставнику, путник соглашается не раскрывать Божественные Тайны, открытые ему или ей. Даже если грозит ему быть обезглавленным, он не должен раскрывать эти тайны. Иными словами, голова путника символически вручается наставнику в качестве залога за Божественные Тайны.

Кольцо (ангоштар)

Кольцо, отдаваемое наставнику при вхождении в мир Духовный Нищеты, символизирует цепи, которые в старое время носили рабы, и олицетворяет преданность путника Богу. Отдавая кольцо наставнику, путник дает обет полностью посвятить се0я Богу и отказаться от каких-либо других желаний.

Монета (секке)

Монета символизирует мирское богатство и изобилие. Путник, вручая монету наставнику, дает клятву освободить свое сердце от любых вожделений к богатству мира. Здесь следует заметить, что цель состоит в том, чтобы не иметь привязанности к богатству. Если суфий в один день богат, а в другой - беден, ни то, ни другое состояние не оказывает на него никакого воздействия. В богатстве суфий щедр, в бедности он радостен и терпелив.

Карамель (набат)

Набат олицетворяет дар при втором рождении искателя. Если первое рождение - от матери, то второе рождение происходит при входе в область Духовной Нищеты. В этом возрождении искатель вступает в царство Духовности, Истины и Единения. Он перерождается из материнского мира природы и множественности в мир Любви (эшк), Добротолюбия (мохаббат) и Единства (таухид).

Вручая карамель, путник также осознает, что по Пути надо следовать с радостью и внутренним покоем, а не с подавленностью и недовольством.

Пять обязательств

Прежде чем войти в круг Духовной Нищеты, искатель берет на себя пять обязательств по отношению к наставнику. Только тогда, когда искатель понимает и принимает важность этих обязательств, наставник берется вести его или ее по праведному Пути Единства в орден Ниматуллахи.

Подчинение святому шариату Махаммада, Печати Пророков.

Искатель, вступая в мир суфиев, дает обязательство подчиняться правилам и обычиям шариата. Если он уже является мусульманином, ему следует и провозгласить два символа веры ислама: "Я свидетельствую, что нет божества, кроме Бога" (Ашхадо ан ла илаха илла'лах) и "Я свидетельствую, что Мохаммад - Его Пророк" (Ашхадо анна Мохаммадан расуло'ллах). Затем искатель добавляет: "Я свидетельствую, что 'Али - святой Бога" (Ашадо анна 'алийан валийо'ллах). Провозглашал это, искатель приемлет и сердцем и духом (рух) истину и духовность ислама, в основе которых лежит абсолютная святость 'Али

- царя всех святых. В этот момент искатель берет на себя обязательство не пренебрегать шариатом.

Доброта и Божьим созданиям

В этом обязательстве суфий дает обет не обижать Божьи создания и быть добрым и дружелюбным по отношению к ним, когда он странствует по Пути. Суфию следует постоянно руководствоваться строчками из стихотворения Саади:

"Я радостен и умиротворен, будучи в мире, поскольку мир радостен и умиротворен в Нем. Я влюблен во всю Вселенную, ибо вся Вселенная принадлежит Ему".

Сохранение тайн Пути

В начале странствия по Пути суфий дает обязательство не раскрывать никому передаваемых ему тайн, будь то посторонний, друг или собрат-дервиш. Среди этих тайн - "поминание", объекты размышления, а также открытия и откровения в мире Единства. О тайнах не следует говорить ни с кем, кроме наставника. Тогда тайны не попадут в руки тех, кто не способен их хранить.

"Друг, который почтил своим присутствием виселицу, обвинялся в разглашении тайн"


Хафиз

Служение на Пути

В течение всего странствия по Пути суфий приемлет и сердцем, и духом каждый приказ или задание наставника и подчиняется им, не спрашивая "как?" и "почему?" Суфий должен знать, что нерадивость в служении приведет его лишь к отклонению от дороги преданности и от истинного пути. Служение наставника важно, что можно сказать следующее: "Все, что суфий обретает, он обретает благодаря служению".

Саади в "Плодовом саде" рассказывает о султане Махмуде и его слуге Айязе. Кто-то критикует Махмуда, говоря: "Как странно это! Айяз, его любимчик, некрасив, он - цветок без цвета и без благоухания. Как странны предпочтения соловья!" Услышав эти слова, Махмуд отвечает: "Поистине, моя любовь - к его добродетели, а не к форме его лица".

Однажды в королевской процессии верблюд, нагруженный драгоценными камнями и жемчугом, споткнулся и упал, разбросав драгоценности. Султан Махмуд, будучи человеком щедрым, дал разрешение сопровождавшим его придворным забрать добычу себе, а сам быстро ускакал. Все придворные бросились врассыпную собирать драгоценности, забыв о султане при виде этого богатства. Только Айяз, не обращая внимания на драгоценные камни, последовал за султаном. Когда Махмуд увидел, что слуга скачет за ним, он прокричал: "О Айяз, где же твоя добыча?" В ответ Айяз промолвил: "Я не искал драгоценностей, но следовал за моим Владыкой; как могу я уделять внимание твоим дарам, когда мое единственное стремление в том, чтобы служить".

Саади говорит:

"О друг, если ты - приближенный Трона, не забывай о Царе ради Его драгоценностей;

Ибо на этом пути святой ничего не просит у Бога, кроме Него самого.

Так что знай: если ты ищешь что-либо, кроме благодати Друга,

Ты - узник собственной темницы, а не Его".


Диг-джуш

Вступая в мир Духовной Нищеты, суфий внутренне провозглашает: "Я пришел, чтобы пожертвовать собой ради Друга".

Показывая свою готовность, суфий, подобно Аврааму, по Божьему указанию, принесшему в жертву овцу вместо Исмаила (Исаака в Библии), приготавливает из овцы специальную еду. Эта еда готовится в соответствии с правилами и традициями Духовной Нищеты и распределяется среди дервишей. Еда, приготовленная таким образом, называется диг-джуш.

Аллах, Всемогущий, провозглашает, помните благодать и благословения Аллаха, уделенные вам: вы были жестокосердными врагами, а он соединил ваши сердца в любви, и посему Его благодатью и благословением вы стали братьями и сестрами.