Мощи Св. Николая


В 1640 году появилось вероизложение под наименованием “Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной”, составленное киевским митрополитом Петром Могилой для охранения чистоты Православия от влияния протестантства и католичества.
“Сперва оно рассмотрено было на соборе Киевском и вскоре (в 1643 году) на соборе Ясском, потом рассмотрено и одобрено всеми четырьмя восточными патриархами и единодушно принято всею Греческою Церковью; наконец, и для всей Церкви Русской одобрено и утверждено патриархом Иоакимом (в 1685 году) и патриархом Адрианом (в 1696 году)… и Святейшим Правительствующим Всероссийским Синодом”

В ответе на вопрос 107 “Православное исповедание” учит: “… священник, освящая Дары, так должен мыслить, что самое существо хлеба и самое существо вина прелагаются в существо истинного Тела и Крови Христовой, действием Святаго Духа, Которого призывает в сие время для совершения сего Таинства молитвою и словами: “Низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сии, и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего; а еже в чаши сей – честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым”. После сих слов немедленно бывает пресуществление: хлеб пременяется в истинное Тело Христово, а вино – в истинную Кровь; остаются только одни виды их, представляющиеся взору”

Термин “пресуществление”, означает, “что истинно, действительно и существенно хлеб бывает самым истинным Телом Господним, а вино самою Кровию Господнею.
“Веруем, – говорят восточные патриархи о таинстве Евхаристии, – что в сем священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос, не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые отцы говорили о Крещении, и не чрез проницание хлеба, так чтобы Божество Слова входило в предложенный хлеб существенно, как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют: но истинно и действительно, так что, по освящении хлеба и вина, хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господне, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая, во время страданий Его на кресте, излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое Тело и Кровь Господня, под видом и образом хлеба и вина”

ВВОДЯ В СИМВОЛИЧЕСКОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВО “ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ”, ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ И САМИ ПАТРИАРХИ: “СЛОВОМ “ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ” НЕ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ОБРАЗ, КОТОРЫМ ХЛЕБ И ВИНО ПРЕТВОРЯЮТСЯ В ТЕЛО И КРОВЬ ГОСПОДНЮ, – ИБО СЕГО НЕЛЬЗЯ ПОСТИЧЬ НИКОМУ, КРОМЕ САМОГО БОГА, И УСИЛИЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПОСТИЧЬ СИЕ МОГУТ БЫТЬ СЛЕДСТВИЕМ ТОЛЬКО БЕЗУМИЯ И НЕЧЕСТИЯ, – НО ПОКАЗЫВАЕТСЯ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ХЛЕБ И ВИНО, ПО ОСВЯЩЕНИИ, ПРЕЛАГАЮТСЯ В ТЕЛО И КРОВЬ ГОСПОДНЮ НЕ ОБРАЗНО, НЕ СИМВОЛИЧЕСКИ, НЕ ПРЕИЗБЫТКОМ БЛАГОДАТИ, НЕ СООБЩЕНИЕМ ИЛИ НАИТИЕМ БОЖЕСТВЕННОСТИ ЕДИНОРОДНОГО… НО, КАК ВЫШЕ СКАЗАНО, ИСТИННО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО И СУЩЕСТВЕННО, ХЛЕБ БЫВАЕТ САМЫМ ИСТИННЫМ ТЕЛОМ ГОСПОДНИМ, А ВИНО САМОЮ КРОВИЮ ГОСПОДНЕЮ

В своём творении “Дванадесять статей о пресуществлении” святитель Димитрий Ростовский поучает: “Право веруй с Церковию о СТРАШНЫХ ТАИНАХ. Хотя телесными очами усматриваешь ты видимый хлеб и вино, но веруй крепко, без сомнения, тому, что существо их, наитием и действием Святаго Духа и властию всемогущего Слова Божия, пременяется в Тело и Кровь Христову, так что ничего иного здесь не остаётся, а только самое истинное Тело и Кровь Господня…»

Выражением истинного осознания святоотеческого учения о Евхаристии являются слова великого писателя Н. В. Гоголя (1809–1852): “В сию минуту, когда на клиросах возносится сие умиляющее и тихое сладкопение: “Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш”, В АЛТАРЕ ПРОИСХОДИТ СТРАШНЕЙШЕЕ И ТАИНСТВЕННЕЙШЕЕ ВО ВСЕЙ ЛИТУРГИИ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЕ, КОГДА ПРИНОСИМОЕ В ЖЕРТВУ ТВОРЦУ СТАНОВИТСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТОЮ САМОЮ ЖЕРТВОЮ, КОТОРУЮ ПРИНЁС ИСКУПИТЕЛЬ НА ГОЛГОФЕ ЗА ВСЕХ ЛЮДЕЙ: ХЛЕБ И ВИНО, ДОСЕЛЕ БЫВШИЕ ОБРАЗАМИ ТЕЛА И КРОВИ, СТАНОВЯТСЯ САМЫМИ ТЕЛОМ И КРОВИЮ ХРИСТА”

«тот, кто не воспринял должным образом Предания Церкви, – кто “колеблется и увлекается всяким ветром учения” (Еф. 4, 14), – кто не до конца осознал святость и огнепальность Таинства, – кто преступает пределы разумного мудрования (Рим. 12, 3) и в своём легкомысленном увлечении приближается ко греху против Духа Святого, Которого призывает Церковь в своём молении о преложении евхаристических Даров.»

В Православной Церкви священник, преподавая святое Причастие, говорит: “Причащается раб Божий [имярек] честнаго и святаго Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа…”, но не: “Причащается раб Божий [имярек] Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа…”

(Выдержки взяты из сочинений В. Сарычева, профессора Московской духовной академии)
ПОСЛАННИК

КРЕЩЕНИЕ И ПОМАЗАНИЕ СВЯТЫМ МИРОМ


Среди многих обрядов и молитвенных последований, которыми Церковь Христова сообщает «благодатные дары своим чадам», есть одно священное действие, совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси. Это приготовление Мира (мироварение) и освящение его. Это священнодействие имеет чрезвычайно важное значение, ибо через святое Миро в таинстве Миропомазания Церковь сообщает своим новым членам благодатный дар Духа Святого. одни архиереи имеют высшую власть запечатлевать христиан в вере по примеру апостолов; и освящают Миро для всей Церкви, дабы впоследствии священники могли сообщать при самом Миропомазании благодатный дар Духа Святого. Святое Миро, разливаясь по всей Церкви из одного благодатного источника, содержит ее в неразрывном союзе мира печатью Имени Христова, в залог общего спасения во едином Господе Иисусе Христе.

В таинстве крещения Дух Святой дает нам новую духовную жизнь, КРЕЩЕНИЕ СОВЕРШАЕТСЯ КАК МОЖНО РАНЬШЕ. При совершении этого таинства крестные родители с крещаемым младенцем на руках и со свечами становятся у купели. Они громко читают Символ Веры, отрекаются от диавола и всех дел его и обещают выполнять заповеди Божии. Потом священник освящает воду и сразу окунает в нее младенца, говоря: "Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, И Святого Духа, Аминь".

ВОДА СОЗНАЕТСЯ ЖИВОЙ, ЧУВСТВУЮЩЕЙ И ОТЗЫВЧИВОЙ, "СЕСТРИЦЕЙ - ВОДОЙ", И В НЕЙ, КАК ЕЕ ДУША, ЖИВУТ ОСОБЫЕ АНГЕЛЫ, К НЕЙ ПРИСТАВЛЕННЫЕ И ЕЕ БЛЮДУЩИЕ... И ЭТО ОЩУЩЕНИЕ ВОДЫ КАК ЖИВОЙ - НЕ ТОЛЬКО УТВЕРЖДАЕТСЯ, НО И ВОЗВОДИТСЯ В ПОНИМАНИЕ ЦЕРКОВЬЮ. Но тем не менее на нее возлагается крест, ибо крест убивает жизнь в воде, а смерть нужна для новой жизни во Христе.

Вместе с крещением совершается таинство миропомазания. Окрещенному младенцу священник помазывает крестообразно святым миром лоб, глаза, уши, рот, ноздри, грудь, руки и ноги, каждый раз говоря: "Печать Духа Святого, Аминь" через это таинство Дух Святой вселяется в душу новокрещенного. После крещения и миропомазания, младенца обносят 3 раза вокруг купели, что означает, что новый член Церкви навсегда с ней соединился.
Крещение омывает грехи, но не упраздняет их в последующей жизни христианина. Только БЛАГОДАРЯ КРЕЩЕНИЮ И ПОЗНАЕТСЯ ВПОСЛЕДСТВИИ ВЕСЬ УЖАС ГРЕХА как отступничества от Христа.

После совершения Крещения и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром - ЗАПЕЧАТЛЕВАЕТ "ПЕЧАТЬЮ ДАРА ДУХА СВЯТАГО".(?)
Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. (Православный катихизис)
Миропомазание - новое самостоятельное таинство, хотя и подготовленное Крещением и совершаемое, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Это подчеркивается, прежде всего, произнесением новой ТАЙНОСОВЕРШИТЕЛЬНОЙ ФОРМУЛЫ: "И по молитве помазует крестившагося святым Миром, творя креста образ: на челе, и очесех, и ноздрех, и устех, и обоих ушесех, и персех, и руках, и ногах, и глаголя: "Печать дара Духа Святаго. Аминь". Эти слова произносятся при помазании каждой части тела.
НО В ТАИНСТВЕ МИРОПОМАЗАНИЯ ЧЕЛОВЕКУ ПОДАЮТСЯ НЕ ЧАСТНЫЕ ДАРЫ ДУХА СВЯТОГО, НО САМ ДУХ СВЯТОЙ, КАК ДАР.(?)

В ранней Церкви слово печать (греч. - "сфрагйс") имело много значений. Но основное открывается в помазании святым Миром: это отпечаток на нас Того, КТО ВЛАДЕЕТ НАМИ. Эта печать сохраняет и защищает нашу целостность, это знак нашего высокого призвания, это начало обожения ("теозиса").
Царство Христово "не от мира сего", и ЦЕРКОВЬ ЕГО, БУДУЧИ ЕГО ТАИНСТВЕННЫМ ТЕЛОМ, ВОСХОДИТ НА НЕБЕСА, но она остается и здесь, в этом мире, чтобы совершать свою Божественную миссию. Отсюда и заключительный обряд Крещения и Миропомазания состоит из действий, которые выражают возвращение в "МИР СЕЙ", начало христианской жизни как миссии и свидетельства Христа.

Новый христианин посылается в мир, где он должен стать свидетелем (греч. "мартириос"- мученик) Христовым, глашатаем Царства Христа Божия,
Его жизнь будет насыщена постоянными опасностями и коварными искушениями. Ибо мы знаем из Евангелия, что враг, поверженный победой Христа, готовится к последней и отчаянной битве с теми, кого Христос отвоевал у него, с тем чтобы "прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24, 24). Конечный результат борьбы - спасение или погибель.

А ПОСЛЕ «ЧЕСТНЫЕ ЕГО МОЩИ ХРАНИЛИСЬ НЕТЛЕННЫМИ В МЕСТНОЙ КАФЕДРАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ И ИСТОЧАЛИ ЦЕЛЕБНОЕ МИРО, ОТ КОТОРОГО МНОГИЕ ПОЛУЧАЛИ ИСЦЕЛЕНИЯ».

Таинство миропомазания, тесно связанное с крещением и Евхаристией, является, наряду с ними, одним из таинств христианской инициации. Если в крещении человек становится членом Церкви, то миропомазание еще глубже и полнее включает его в Тело Христово. В таинстве миропомазания усиливается динамизм благодати крещения и изливается особая сила Св.Духа, что обязывает человека свидетельствовать о Христе, распространять веру и защищать ее (см. КК 11). Наряду с крещением и Евхаристией, таинство миропомазания обусловливает и углубляет уподобление Христу. Апостолы, совершенно нищие, абсолютно уничиженные, не имеющие ни малейшего знака человечества Иисуса, ждут и тогда на них, нищих и погруженных в полную пустоту, сойдет Святой Дух, Который как говорит литургия, является Отцом нищих. Тогда на них сойдет Его сила. И только укрепленные таким образом, они получат свое посланничество — ПОКОРИТЬ МИР ДЛЯ ХРИСТА.

В таинстве миропомазания нам дается благодать Пятидесятницы – полнота Святого Духа. В литургических текстах Церковь сравнивает благодать этого таинства с теми удивительными дарами, которые были даны апостолам в день Пятидесятницы. Миропомазание – это торжественное „нисхождение" на крещеных Святого Духа, жаждущего, чтобы созрело то, чему Он раз и навсегда положил начало в таинстве крещения. Особый плод этого таинства – дар зрелой веры, который дается нам Святым Духом посредством благодати уничижения.

В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты-волос. Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому мы отрезаем у него несколько скудных волосинок с головы.

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ


Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении ПРОЩЕНИЯ ОТ СВЯЩЕННИКА, НЕВИДИМО ЯКОБЫ разрешается от грехов Самим Иисусом Христом
Христианская Церковь предлагает ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ, Это духовная Баня нашей духовной нечистоты. Священнику дана власть от Бога «взять и решить» наши грехи. «Прощаю и разрешаю грехи твои...», - говорит батюшка приходящему на исповедь и покаявшемуся в грехах,
Дискуссия о понятии греха и о предстоянии перед Богом во искупление и разрешение грехов продолжалась ни много ни мало – тысячу лет, от Блаженного Августина до Фомы Аквинского. Авторитет величайшего из церковных таинств – исповеди – утверждался отнюдь не силой: в ХШ–ХV вв. Западную Европу охватило массовое движение мирян, так называемых пенитентов (кающихся) и флагеллантов (бичующихся).

ТАИНСТВО БРАКА


Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, ВО ОБРАЗ ДУХОВНОГО СОЮЗА ХРИСТА С ЦЕРКОВЬЮ и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. (Православный катихизис)

«ПО БЛАГОМУ ПРИГОВОРУ СОЗДАТЕЛЯ ЕВА СОДЕЛАЛАСЬ СПУТНИЦЕЙ НА МНОГОТРУДНОМ ЗЕМНОМ ПУТИ АДАМА, А ЧЕРЕЗ МНОГОБОЛЕЗНЕННОЕ ЧАДОРОДИЕ СВОЕ, - ПРАМАТЕРЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА. ПЕРВАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЧЕТА, ПОЛУЧИВ ОТ БОГА ОБЕТОВАНИЕ ОБ ИСКУПИТЕЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПОПРАТЕЛЕ ГЛАВЫ ВРАЖИЕЙ (БЫТ. 3, 15), БЫЛА И ПЕРВОЮ ХРАНИТЕЛЬНИЦЕЮ СПАСИТЕЛЬНОГО ПРЕДАНИЯ, КОТОРОЕ ЗАТЕМ, В ПОТОМСТВЕ СИФА, ПЕРЕХОДИЛО ЖИВИТЕЛЬНЫМ ТАИНСТВЕННЫМ ПОТОКОМ ИЗ РОДА В РОД, УКАЗУЯ НА ОЖИДАЮЩЕЕСЯ ПРИШЕСТВИЕ СПАСИТЕЛЯ. ОНО БЫЛО ЦЕЛЬЮ ПЕРВОГО ЗАВЕТА БОГА С ЛЮДЬМИ И, БУДУЧИ ПРЕОБРАЗОВАНО В СОБЫТИЯХ И ПРОРОЧЕСТВАХ, ОСУЩЕСТВИЛОСЬ В ВОПЛОЩЕНИИ ПРЕДВЕЧНОРОЖДЕННОГО ОТЦОМ СЛОВА ОТ ДУХА СВЯТОГО И ПРЕБЛАГОСЛОВЕННОЙ ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ, НОВОЙ ЕВЫ, КОТОРАЯ ПОИСТИНЕ ЕСТЬ "РОДА НАШЕГО ВОЗЗВАНИЕ" (АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ).»

ЭТА ВЫДЕРЖКА ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО ХРИСТИАНСКИЕ СВЯЩЕННИКИ ЗНАЮТ О ПРИШЕСТВИИ В КОНЦЕ ВРЕМЕН ДИВЫ РАЙСКОЙ ЭВЫ – МАТЕРИ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, И ЗНАЮТ, ЧТО ОНА ЯВИТ СЕБЯ МИРУ КАК ДУХ ПРАВДЫ БОЖИЙ УТЕШИТЕЛЬ, ДАБЫ ВЕРНУТЬ ЛЮДЕЙ НА ИСТИННЫЙ ПУТЬ БОЖИЙ,

ПОСЕМУ ЖЕНЩИН ЦЕРКОВНИКИ И НЕ ПУСКАЮТ В ИХ СВЯТАЯ СВЯТЫХ - АЛТАРЬ, ДАБЫ ОДНА ИЗ НИХ НЕ ОКАЗАЛАСЬ МАТЕРЬЮ МИРА – ЗЛАТОГОРКОЙ, И ТЕМ САМЫМ НЕ СУМЕЛА БЫ ЛЮДЯМ ОТКРЫТЬ ИСТИННУЮ ПРАВДУ НА ИХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ САТАНИНСКОЕ,
НО ДИВЕ РАЙСКОЙ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ХОДИТЬ ПО ИХ ХРАМАМ И ЗАГЛЯДЫВАТЬ В ИХ ТАЙНИКИ, ИБО САМ БОГ СЛОВО ДАРУЕТ ЕЙ ЗНАНИЯ О ИХ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЯХ, И ВИДЕНИЕ ОПОЕНИЯ ИМИ НАРОДОВ ЗЕМЛИ ВИНОМ БЛУДОДЕЯНИЯ ИХНЕГО,
И ЦЕРКОВНИКИ НЕ В СОСТОЯНИИ СКРЫТЬ ПРАВДУ О СЕБЕ ПРЕД РАЙСКОЙ ПОСЛАННИЦЕЙ БОЖЕЙ, И НИЧТО И НИКТО НЕ СКРОЕТСЯ ОТ ГЛАЗ ДИВЫ РАЙСКОЙ ЭВЫ, ДЩЕРИ БОЖЕЙ!

ИБО ПРАВДА БОЖАЯ ЕСТЬ СУТЬ ЕЕ БОЖАЯ, А СЛОВО БОЖЕЕ ДУХА ИСТИНЫ ОНА ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ ДОЛЖНА НЕСТИ ЛЮДЯМ, И УТЕШИТЬ ПРАВЕДНИКОВ БОЖИХ, КОТОРЫЕ ДОРОГОЙ ЖИЗНИ РАЙСКОЙ ПРЯМОЙ В РАЙ БОЖИЙ ИДУТ СМЕЛО,

И ОБЛИЧАТЬ САТАНУ И ЕГО ПРИХВОСТНЕЙ, ДАБЫ УЖЕ ЗНАЛИ, ЧТО ЧАС ПОГИБЕЛИ ИХ ПРИБЛИЗИЛСЯ, И УЖЕ В НЕБЫТИИ ОКОНЧИТСЯ ИХ ТРАУРНОЕ ШЕСТВИЕ,
И ПОПЫ НЕ В СИЛЕ УБИТЬ ДЩЕРЬ БОЖУЮ, ЧТОБЫ ЖЕРТВЕННУЮ ТРАПЕЗУ ПРИЧАСТИЯ НАД НЕЙ СОВЕРШИТЬ,

НО ДАЛЕЕ ПОЙДЕМ: